«С сожалением сообщаем, что следующее испытание непроходимо. Даже не пытайтесь искать решение»,
— бодро зачитал механический женский голосок. Попытка схватить куб и
протащить его через энергетическое поле окончилась провалом: он
растворился в воздухе. «Экспериментальный центр приносит вам свои искренние извинения за неисправность камеры испытания, — продолжал голосок. — Честно говоря, это испытание досталось вам по ошибке. Мы бы на вашем месте немедленно покинули камеру». Да, но как это сделать? «Отступите, и вам принесут тортик»,
— продолжал настаивать голос за кадром. На этом месте пришло озарение,
наша героиня уложила заветный куб с помощью еще одного портала на
большую красную кнопку, и дверь открылась. «Поразительно! Вы сумели сохранить решимость и присутствие духа в специально созданной атмосфере глубочайшего пессимизма!» — восторженно отчеканил голос. Он прав. Кроме того, мы не только сохранили и преумножили — но еще и здорово посмеялись.
|
Убийство Кубика — самая жестокая и душещипательная сцена в игре! |
КлУБ «Пайтон»
И такие всплески абсурдного юмора ожидают нас на каждом уровне.
Разработчики наделили ГЛэДОС (голос за кадром, комментирующий наши
поступки и поясняющий, что будет дальше) ярчайшим характером,
уморительной логикой, болезненным цинизмом и святой верой в собственный
кулинарный талант. С ее подачи вы половину игры пробегаете с ухмылкой
на лице, а после прохождения — наверняка сгоняете в ближайший магазин
за заветным тортиком!
Зачем? Ну как же — отметить такое яркое событие в жизни, как прохождение Portal!
А начинается наше приключение с залитого светом потолка. Мы —
безымянная девушка, которая стоит посреди небольшой камеры со
стеклянными стенами. Проводится эксперимент, а мы — подопытная.
Поздравляем! Вокруг висят камеры наблюдения. ГЛэДОС, наша единственная
за всю игру спутница, зачитывает приветствие в духе «Здравствуй, подруга. Дверь в Ад — налево! Других выходов в этом здании не предусмотрено...».
Мы решаем простенькую задачку, заходим в обитый войлоком лифт и едем
навстречу приключениям. Собственно, мотаться по комнатам, решать
задачки и прыгать в лифт — главное наше игровое занятие.
|
Финальные уровни заставляют крепко призадуматься. |
Никакого закрученного сюжета и Гордона Фримена здесь нет. Зато есть
— ого! — пушка, создающая порталы (поначалу один, через некоторое время
— два). Работает она так: стреляем на плоскость, открывается портал,
стреляем на другую, и... там тоже открывается портал. Заходим в один —
выходим из другого! Все просто... и одновременно сложно. Но интересно.
Помимо естественного желания глянуть на самого (саму!) себя снизу вверх
(чу! никакой пошлости — чистое любопытство! правда-правда!), порталы
нужны для решения бесконечного числа задачек. Самая простенькая —
схватить куб и с помощью порталов зашвырнуть его наверх. Или посложнее
— например, перебраться через ограждение. Здесь используется принцип
«Что быстро влетает, то быстро и вылетает». Открываем два портала
параллельно друг другу, прыгаем в них, разгоняемся в воздухе, ловим
момент, разбиваем портал на стене, перелетаем препятствие и вот — мы на
нужной стороне. Иногда потребуется загонять энергетические шары в
круглые приспособления. Другое дело, что при кажущейся простоте
геймплей Portal очень интересен и глубок. Задачки разнообразные, не
сказать что очень легкие, но и страдать от муки ваш мозг не будет.
Настоящая золотая середина!
А еще это постоянное обучение. Все время мы будем находить новые
способы применения порталов, так что играть интересно до финальных
титров (они заслуживают отдельной похвалы). Что насчет боевой части, то
мордобоя в Portal нет. Да и злобные демоны из порталов не лезут. Из
опасностей — разве что похожие на расплющенные веб-камеры дроиды,
иногда постреливающие в нас (если окажемся в их поле зрения), а также
водичка, в которую очень нежелательно попадать (иначе стремительно
отдадим Game Over’у душу). Все остальное, включая падения с огромной
высоты, переживается легко.
|
Перед вами важный сюжетный персонаж, и кто он такой — мы не скажем ни за какие плюшки! |
Некоторые ставят дизайн Portal в один ряд со стилистикой
сюрреалистического киноужастика «Куб», хотя похожи эти шедевры немногим
— монотонными помещениями и, если говорить о второй части фильма,
косвенно самой идеей порталов. И все. А сделана игра, несмотря на
нарочный лаконизм, очень стильно. По ощущениям ее можно сравнить с
большой комнатой, стены которой — ослепительно белые. Особенно
интересна наша пушка — округлая штуковина, смахивающая на
модифицированный холодильник с усиками.
Однако самое замечательное, что есть в Portal, — эти, извините, не
порталы. Вернее — чудо! — увлекательнейшую систему перемещений затмила
сама ГЛэДОС, наша постоянная подружка. Это, без шуток, один из самых
ярких персонажей компьютерных игр за последние несколько лет. Ее
реплики остроумны, циничны и до уточек в глазах смешны. «Центр напоминает вам, что кубы не умеют говорить. Если куб заговорил — настоятельно советуем не слушать его». Или вот еще: «А вы знаете, что у вас есть возможность пожертвовать несколько жизненно важных органов в фонд девичьей самооценки? Это правда». В общем, даже если вы отчего-то люто ненавидите порталы — лишь из-за ГЛэДОС игра стоит того, чтобы вы ее прошли. Полностью.
Те, кому будет мало сюжетной линии, могут заново посмаковать Portal
с комментариями разработчиков (эти много интересного расскажут),
попрыгать на бонусных картах или попотеть в специальных режимах. А
затем принимайтесь за Half-Life: Episode Two — удивительно, но история Portal напрямую связана с кипящими там событиями.
|
Обезвредить такого милягу легко — нужно просто толкнуть его. |
«Экспериментальный центр напоминает вам, что вы — торт»
Portal — настоящий шедевр. Самая смешная, оригинальная, интересная и
стабильная игра за последнее время. И, пожалуй, единственная игра, в
которой при убийстве финального босса хочется смеяться и плакать
одновременно.
|