Kane & Lynch: Dead Men – это в первую очередь
задорное такое интерактивное кино, которое нужно смотреть в крошках
попкорна и, максимум, в компании лучшего друга: любимая девушка, силком
затянутая на такой фильм, может в отместку стать чей-нибудь другой
любимой девушкой. И только потом — это виртуальный командный экшен c
видом от третьего лица. Подобная расстановка приоритетов разительно
отличает новую игру IO Interactive от их предыдущего проекта — во всех частях Hitman
был не менее яркий киношный герой и голливудский размах дизайна, но
эффект разорвавшейся бомбы там получился все-таки от грамотного
соединения этой харизматичной «киношности» и новаторского,
многогранного игрового процесса.
|
Плановое мытье окон в крупнейшем токийском бизнес-центре завершилось настоящей трагедией. |
Нарезка по мотивам
С этой точки зрения Kane & Lynch: Dead Men куда более простая,
почти одноклеточная игра: новаторства здесь не больше, чем заслуги
самой сборной России в ее попадании на чемпионат Европы по футболу.
Игровой процесс вторичен: игра одновременно напоминает и Gears of War, и собственный же проект IO Interactive Freedom Fighters. Поясним:
основное наше занятие здесь — стрельба из-за укрытий, которые в
изобилии раскиданы по уровням. Вплотную подведенный к препятствию
персонаж сам займет нужную позицию, позволяющую, ловко выглядывая из
«домика», пачками разить супостатов. Те, в свою очередь, тоже постоянно
прячутся за колоннами, машинами, кусками арматуры, бетонными плитами и
т.д. Выбывшие из строя напарники возвращаются к жизни элементарным
способом — нужно добежать до него и успеть вколоть дозу адреналина.
Есть и привычная система незамысловатых тактических приказов
товарищам: их можно бросить в лобовую атаку, заставить защищать
выбранную точку или следовать за нами. Справедливости ради отметим, что
система эта удобнее и эффективнее той, что мы видели в Gears of War.
Но на этом положительные сходства заканчиваются. В Kane & Lynch:
Dead Men нет умных врагов, которые бы постоянно маневрировали и
сближали дистанцию. В итоге компьютерные болваны умирают толпами,
услужливо застилая собой ковровую дорожку к финалу. Нет гибкой системы
маневрирования между препятствиями, позволяющей выстраивать целые
тактические схемы. Да и основы для подобной тактики мало – большинство
уровней не дают возможности для полноценных маневров. Из местных
коридоров нет ответвлений, чтобы зайти врагу в тыл: все очень
прямолинейно, даже на открытых пространствах. Есть исключения, но они
носят разовый и в целом неприметный на общем фоне характер.
Хит-парад заимствований продолжает собственно Hitman: наш
страшноватый протеже Кейн может зайти неприятелю сзади и тихо вырубить
его с помощью фирменной заточки на пальце. Но и тут все очень
поверхностно: ситуации, когда этот прием реально задействован в игровом
процессе, единичны.
|
С утра Линч очень любит ходить по трупам! |
Помимо этого четко, но без огонька соблюдены все актуальные
тенденции жанра: на экране нет полоски здоровья, получив критические
ранение, персонаж должен отсидеться где-нибудь, пока картинка перед
глазами сменит тревожный темный фон на обычный. Герой не может нести на
себе одновременно целый музей оружейного искусства: у него есть всего
два слота под основную и дополнительную пушки плюс гранаты.
Уровни и их дизайн — это тоже попурри по мотивам самых разных игр,
как собственных, так и не очень. Стремительные погони на авто с
отстрелом полицейских и последующими пешими прятками живо напоминают
прошлогодних «Бешеных псов» от Volatile Games и, конечно же, культовую Mafia. Фееричный
спуск на канатах с вершины небоскреба — дань уважения подвигам Сэма
Фишера, а уровень в ночном клубе, где наши герои устраивают кровавую
баню не только охране, но и несчастным посетителям, — практически один
в один взят из серии Hitman. То же самое можно сказать про джунгли в
конце Kane & Lynch: Dead Men. Тут вообще прямая отсылка к первой
части похождений лысого киллера, где после набора шикарных,
головокружительных миссий нас окатили холодным душем унылых и
совершенно выбивающихся из общего стиля перестрелок в очень похожих
зарослях папоротника и бамбука.
Вряд ли способна чем-то удивить и графика: еще летом мы бы пускали на нее слюни, но сегодня на фоне Crysis и Unreal Tournament 3
просто констатируем: да, красиво, да, отличная детализация моделей и
текстур, особенно заметная на топовых видеокартах (минимум GeForce 8800
GT), да, хорошая работа со спецэффектами. Но — ничего выдающегося. Плюс
местами слишком уж простенькое убранство уровней и не самая лучшая
оптимизация движка.
|
Подобно героям Тарантино, Кейн и Линч любят поболтать в самый разгар очередного смертоубийства. |
Важнейшее из искусств
Означает ли эта вторичность и упрощенность многих элементов, что
играть в Kane & Lynch: Dead Men неинтересно? Отнюдь. Виной та самая
фонтанирующая «киношность» действия. Это очень мужской, динамичный и
слегка безумный боевик, который делает ставку не на тактику или
тщательное планирование миссий, а на бешеную скорость, размах и
постановку хлестких, неординарных ситуаций, в которые попадают наши
герои. Ну и, конечно, на харизму собственно Кейна и Линча. По всему
видно, что образы этих двух «плохих парней», один из которых и вовсе
откровенный псих и подонок, изначально писались с прицелом на съемки
голливудского фильма по мотивам. Неслучайно практически сразу же после
релиза стало известно о покупке прав на экранизацию, в которой будут
задействованы Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон.
По идее, это должно быть кино в тарантиновском духе. Сами образы
героев очень напоминают незабываемый дуэт Квентина Тарантино и Джорджа
Клуни в картине «От заката до рассвета»: один —
пугающий всех своей безбашенностью псих, другой — суровый, но
элегантный мужчина в костюме с фирменными отметками на теле. У Клуни
это была татуировка на всю шею, у Кейна — пластырь на носу и огромный
шрам на лице. Впрочем, у обоих игровых героев полно и собственного
специфического обаяния. Да и без скелетов в шкафу не обошлось…
|
Линч внес свои поправки в четкий план ограбления. |
История двух уголовников, которые получили шанс на спасение, а в
итоге пошли тропой мести и собственных психозов, — намертво прибивает к
стулу, безоговорочно требуя полного погружения вплоть до финальных
титров. Терпкая смесь безысходности, насилия (порой —
немотивированного) и какой-то щемящей тоски по потерянному счастью,
осколки которого еще вроде бы можно спасти, дает потрясающий эффект. Мы
сопереживаем «плохому парню» по ту сторону экрана. Плюс, конечно,
работает фактор таинственности: откуда шрам на лице Кейна, почему и как
все это с ним произошло? Убивал ли Линч свою жену, что это вообще за
человек и насколько он болен? Сценаристы очень грамотно выстроили
историю, раскрывая карты строго по талонам и так, чтобы эффект был
соответствующим: то есть чтобы мы натурально присвистывали в такт новым
открытиям и неожиданным зигзагам повествования.
Авторы специально выстраивают похожие по другим играм ситуации, но
благодаря «эффекту Линча» показывают совершенно неожиданную развязку.
Участие нашего безумного товарища превращает рутинный захват заложников
в кровавое месиво, а наметившаяся было романтичная линия с участием
миловидной дочери японского мафиози (все уже приготовились к томным
улыбкам и пикантным воспоминаниям) неожиданно заканчивается на
полуслове...
|
На Кубе стильная, слегка безумная игра превращается в обычный командный боевик про спецназовцев. |
Многие миссии, как бы они ни напоминали виденное где-то ранее,
проходятся на одном дыхании. Взяв за основу саму ситуацию (тот же
ночной клуб или спуск по стене небоскреба), дизайнеры добавили новых
красок с поправкой на общую безбашенность происходящего: в итоге мы
тонем в ливне из пуль, осколков и трупов. Возможность устроить
полномасштабную войну на улицах обычного мирного города дарит свежие,
хотя и не совсем здоровые эмоции. Вся эта феерия насилия заставляет
добрым словом вспомнить о Stranglehold. Тем более что
физическая модель в Kane & Lynch: Dead Men работает схожим образом:
колонны, за которыми прячутся участники виртуального противостояния,
очень податливы к пулям и охотно расстаются с целыми кусками бетона или
мрамора. И это еще один аргумент в пользу игры.
Наконец, нашлось место для уникальных, надолго остающихся в игровой
памяти сцен, которые и придуманы, и поставлены по высшему голливудскому
счету. Пижонский въезд в тюрьму на огромном самосвале с последующим
очень досрочным освобождением бывших «корешей» заставляет восхищенно
присвистывать. А сцена на заброшенной свалке, где мы вот только что
стояли по колено в собственной могиле, а через пару минут уже
остервенело всаживаем очередь за очередью в стекло грузовика,
пытающегося раздавить дочь Кейна, — явный победитель в номинации «Шок —
это по-нашему!»
Понятно, что в такой ситуации глупо ждать умных врагов и тактики в духе той же Gears of War: противники
берут числом, создавая плотную огневую завесу, чтобы наше залихватское
продвижение по сюжету оставляло после себя как можно больше крови, пыли
и осколков. Массовка прекрасно отрабатывает свой скромный гонорар — и
это главное. К тому же справедливости ради нужно отметить, что на
высшем уровне сложности игра местами все-таки потребует применения
тактических навыков — и тогда казавшаяся бесполезной система управления
отрядом вдруг окажется очень даже кстати. Тем более это применимо к
мультиплееру: именно там вторичная по отношению к сюжету боевая система
полностью раскрывает себя.
|
В игре очень удобное и не шибко требовательное к абсолютной точности прицеливание, которое позволяет косить врагов пачками. |
* * *
Но главный аргумент Kane & Lynch: Dead Men — это яркий выпуклый
стиль и незабываемая атмосфера, которая чем-то напоминает одновременно
Hitman и Max Payne. Здесь та же безысходность,
которая серой дымкой стелется над всем этим насилием, кровью и
дымящимися гильзами. Заслуга в этом не только сценаристов и авторов
великолепных роликов и мини-сцен, но и тех людей, кто ставил звук. У IO
Interactive по традиции этому уделено особое внимание. Тяжелый,
уставший голос Кейна, гулкое сердцебиение, детский смех или плач в
сопровождении грустной лирической музыки выражают больше, чем мегабайты
текста и километры отснятой пленки в иных кино или игровых проектах.
Именно эта атмосфера придает цельность той мозаике узнаваемых образов,
сцен и игровых элементов, которая положена в основу Kane & Lynch:
Dead Men. В итоге мы получили действительно что-то уникальное, яркое.
Хотя и не продуманное до конца: если бы не откровенная «усталость»
последних заданий (увы!), проект можно было бы назвать стопроцентным
шедевром. А так — просто отличная, интересная игра, которая
запоминается и оставляет то послевкусие, которое определенно требует
продолжения банкета. Не думаем, что IO Interactive заставит нас долго томиться ожиданием.
|